Главная Информация Публикации Электронная регистрация наследства и сделок

PostHeaderIcon Электронная регистрация наследства и сделок

Электронная регистрация нотариусами сделок и наследства с 01 февраля 2019 года


  01 февраля 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в статьи 55, 72, 73, 75 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, и возложил на нотариуса обязанность представлять в электронной форме заявления о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, при удостоверении сделок с недвижимостью и при выдаче свидетельства о праве на наследство.


  В соответствии со ст. 55 Основ законодательства РФ о нотариате после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом. К таким сделкам можно отнести договоры купли-продажи, дарения, залога недвижимого имущества (ипотеки) и иные сделки.
Порядок представления нотариусом документов на государственную регистрацию прав после выдачи им свидетельств о праве на наследство по закону, по завещанию, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов регламентирован статьями 72, 73, 75 Основ законодательства РФ о нотариате. После выдачи данных свидетельств нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.
При невозможности представить заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в электронной форме, нотариус представляет их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока и не позднее двух рабочих дней со дня выдачи соответствующего свидетельства.


  Перечень не зависящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган регистрации прав в электронной форме является невозможным, утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 303 от 28.12.2018 года. К таким причинам относятся: отсутствие доступа к сервисам единой информационной системы нотариата при направлении заявления о государственной регистрации права и прилагаемых к нему документов в электронной форме; отказ по техническим причинам в обработке заявления о государственной регистрации права и прилагаемых к нему документов в электронной форме; отсутствие возможности направления заявления о государственной регистрации права и прилагаемых к нему документов в электронной форме по объективным причинам. В случае, если причины невозможности представления документов в электронной форме в орган регистрации прав отпали, то нотариус может представить их в электронной форме в орган регистрации прав.


  При подаче электронного обращения в Росреестр за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. На данный момент размер государственной пошлины за государственную регистрацию права, в случае подачи документов в электронной форме составляет 1400 рублей (действует понижающий коэффициент). Порядок оплаты государственной пошлины нотариус согласовывает с заявителем до выдачи свидетельства и удостоверения договора. Возможны такие способы оплаты, как оплата со счета нотариуса и компенсация гражданами данной денежной суммы, либо предоставление квитанции гражданам, которые могут самостоятельно оплатить государственную пошлину в банке, а затем предоставить ее нотариусу.


  После подачи документов на государственную регистрацию прав, оплаты государственной пошлины, нотариусу на электронную почту приходит выписка из Единого государственного реестра недвижимости в электронной форме. Нотариус сообщает лицам возможные варианты получения выписки из ЕГРН, такие как: личное обращение граждан в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг; удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу - выписке из ЕГРН; направление выписки из ЕГРН в электронной форме на адрес электронной почты лица; выдача распечатанной выписки из ЕГРН на бумажном носителе.


  Таким образом, в настоящее время гражданам больше не нужно самостоятельно обращаться в МФЦ для регистрации права собственности, оплачивать государственную пошлину, получать выписку ЕГРН, за них это бесплатно сделает нотариус. Кратчайшие сроки регистрации вместе с режимом «одного окна», в котором нотариусы предоставляют услуги гражданам, повышают интерес к нотариальной форме сделок. Теперь граждане смогут сэкономить не только время, но и деньги. Раньше услуга по подаче документов на регистрацию была отдельным нотариальным действием и оплачивалась также отдельно. Теперь представление нотариусом документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном формате стало для граждан бесплатным. Помимо регистрации прав по сделке, данные новшества способствуют защите прав собственников от мошенников, предлагающих ускорить регистрацию, так как в данный момент такая необходимость отпала.

Обновлено (08.05.2020 16:13)